Седьмой северный форт

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 05.05.2024, 05:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [1]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

История (нажать сюда для продолжения)
07.06.2009, 12:46

С 1801 г. начинается укрепление северного фарватера Кронштадтской крепости. Сооружаются две первые временные одноярусные деревянные батареи на сваях: Северная батарея №1 и Северная батарея №2.
В 1809 г., зимой, на северном фарватере, к северу от двух первых одноярусных батарей возводятся еще четыре временные двухъярусные деревянные батареи: Двойные - Северные батареи №№ 1,2,3,4.
Всего к 1810 году на Северной рейде было возведено шесть временных деревянных батарей (фортов).
В ночь с 6 на 7 ноября 1824 года произошло сильное наводнение. Вода поднялась на 4 м 10 см выше ординара в Санкт-Петербурге, а в Кроштадтской крепости подъем воды достиг 3,5 м. В результате разгула стихии сильно пострадали конструкции морских укреплений. На северном фарватере были полностью уничтожены две морские батареи на сваях (в дальнейшем они так и не были восстановлены). Четыре Двойные двухъярусные батареи сильно пострадали, их фланги и многие несущие конструкции были сломаны.
Строительство собственно 7-го (9-го) форта обусловлено последствиями войны России с Турцией 1853-55 гг. Основные боевые действия происходили на Черном море, однако Русское правительство понимало, что боевые действия могут развернуться и на Балтике. В связи с этим Кронштадтская крепость вновь приобретала важное стратегическое значение.
В 1856-58 гг. много хлопот Кронштадсткой инженерной команде доставляли временные морские батареи. Орудия с них из-за ненадобности отправляли в арсеналы, но содержание батарей в исправности даже без орудий обходилось недешево и требовало больших затрат труда. Именно они сильно пострадали во время наводнения в ночь с 26 на 27 ноября 1857 г. и фортов после бури.
На батареи №9 (переименованная затем в батарею № 7) все кусты подломаны и только шесть остались нагнутыми. Ряжи повреждены, камень частию сброшен в море и ров…
Батарея возведена на искусственном основании на отмели залива и являлась одной из элементов системы обороны Кронштадсткой крепости.
Вытянутая по оси запад-восток, батарея фронтально обращена на север, имеет в плане сложную изломанную форму и состоит из двух фасов идвух флангов. Левый фланг равен 50 м, левый фас – 150 м, правый фас – 1000 м и правый фланг 120 м. Северная морская батарея №7 относится к оборонительным сооружениям траверсного типа.
Батарея представляет собой земляной насыпной остров, в основании которого по периметру были установлены ряжи, внутри ряжей забиты сваи с установкой настила и отсыпкой грунта. На основании батареи сооружен вытянутый с Запада на Восток 420 метровый эскарп, равный в поперечнике 25 м и возвышающийся над отметкой ординара 12,5 м.
С южной, горжевой, стороны батареи расположена бухта с молом. Со стороны бухты на всю длину батареи расположена «улица» (горжевой валганг) высотой 3 м выше ординара. По периметру батареи возведены контрэскарпные заграждения из ряжей и каменной отсыпки, защищающие остров от льда и волн.

 

Из оборонительных сооружений на батарее возведены четыре кирпичных казематированных траверса по образцовому (типовому) проекту, расположенные с внутренней, горжевой стороны вытянутого с запада на восток земляного эскарпа батареи и формирующие ее южный горжевой фасад.
В 1863 г., в связи с обострившимися отношениями с Ангилей и Францией, временные северные морские батареи начали перестраивать в постоянные . Искусственные острова расширялись, помосты были сняты, и для создания оснований батарей требовалось завести: на батарею №1 – 4640 м3 грунта, №5 – 25600 м3, №6 – 41120 м3, №9(7) – 16960 м3 грунта.
Батареи №1 и 9 (7), находившиеся вблизи южного и северного берегов Финского залива, могли быть отсыпаны до вскрытия ледового покрова только при очень напряженной работе. И тот же Байков, которого привлекла предложенная ему хорошая цена, после некоторых колебаний взял подряд на подвозку грунта и на эти батареи.
В створе батарей №5 и 9(7) было решено отсыпать подводную каменную (сплошную) преграду. Не забыли и о мнимых заграждениях: предлагалось немедленно приступить к исправлению старых подводных мин, оснащению новых с более сильными зарядами и безотлагательно выписать из-за границы нужное количество листовой резины для герметизирующих прокладок в корпусах мин.
В ходе подготовки Кронштадтской крепости к летней навигации 1863 г., на Северном фарватере были вооружены 60-фунт. пушками и мортирами больших калибров батареи № 7, 8, 9 (7), к июню прорезали амбразуры, закончено строительство пороховых погребов.
Исходя из все обостряющейся ситуации в отношениях с Англией и Францией , Александр II в октябре 1863 г. утвердил перечень неотложных оборонительных работ по Кронштадтской крепости.
На вновь возводимых батареях в каждом траверсе, помимо казематов с амбразурами для орудий, расположенных на втором ярусе, имелисб казематы для укрытия орудийных расчетов. Причем в случае разрыва снаряда в артиллерийском каземате, каземат для личного состава защищался от ударной волны и осколков «сквозняком» (устройство защитного тамбура со сквозным проходом перед входом в каземат). Это было первое применение данного устройства в фортификационном сооружении, а повсеместно оно стало использоваться лишь в начале ХХ столетия. В мае 1865 г. 27 числа инженер-полковник К.Я. Зверев представляет новый проект батареи №9(7), по которому проект 1864 г. несколько изменяется за счет еще большего удлинения правого фланга. Правофланговые казметы №2 и 3 несколько разворачиваются , становясь по оси исходящего угла , и правее их размещается еще один двух орудийный каземат фронтально по оси правого фланга. Конструкции казематов остаются прежние. Одобрено Техническим Комитетом Главного Инженерного Управления и утверждено Генерал-Инспектором 17 июня 1865 г.
Параллельно с изменениями, вносимые в отдельные проекты морских батарей, значительно упрощаются и общие конструктивные решения. Так, генерал-адъютант Э.И.Тотлебен в своем докладе от 10 апреля 1865 г. дает указание «об отмене постройки гранитных наружных стен орудийных казематов во всех казематированных траверсах на морских батареях №7,8,9(7), 10 и 11, ограничиваясь возведением под боевыми стенами фундаментов. Пролеты же под сводами заделать железным броневым щитом с амбразурой и там же поднять бруствера между траверсами, на тех частях, которые не подвергаются продольными выстрелами с моря».
Общая высота двухэтажных двухорудийных траверсов достигала 9 м, а ширина и длина 13 и 30 м. Боевая стена, сложенная наполовину из кирпича, наполовину из гранита, имела толщину около 2 м, а сводчатое покрытие - до 1,5 м. На покрытие насыпался такой же слой земли, спускающийся откосом к эскарпу острова. Благодаря такой конструкции траверсов они надежно защищали орудия и их расчеты от прямых попаданий снарядов даже самых крупных калибров, имевшихся уже на вооружении броненосных кораблей и плавучих батарей.
 

Строительство новых и перестройка старых укреплений привели ряд фортов в весьма неприглядный вид. Обеспокоенный этим, Тотлебен при посещении крепости в июне 1867 г. приказал окрасить все сооружения однородным колером и «поручить Архитектору, который будет назначен Его Превосходительством от Главного инженерного управления, составление фасадов по оборонительным постройкам на морских батареях для придания им соответственного назначению построек и при том однообразного вида…».
Кое-что в данном отношении удалось сделать, используя с этой целью элементы отделки, присущие гражданским зданиям, и малые архитектурные формы. На фортах появились парапетные решетки, ограды, они украшались царскими вензелями и памятными досками, на которых указывались начало и окончание возведения укреплений, фамилии руководителей сторительства.
В 1870 г. на валганге северной морской батареи №7 было установлен два 11-дюймовых орудия, семь 8-дюймовых и три 24-футовых пушки. 10 мортир с валганга перенесены и установлены в горже левого фланга.
При наводнениях на морских батареях в первую очередь разрушались контрэскарпные ограждения. По этой причине в 1873 г. начали переделывать их гранитную облицовку на морских батареях №3,5,7. Вместо пологих наружных откосов устроили вертикальные из гранитных блоков правильной формы. Кладку вели насухо. Работы эти велись в течение трех лет.
Одновременно на батарее в 1870 г. была построена гранитная пристань. С 1873 г. все казематированные траверсы морской батареи №7 не используются как артиллерийские батареи. Амбразуры всех четырех казематов забутовываются булыжным камнем и засыпаются землей до кроны бруствера. Снаружи, с фронтальной стороны, произведена одерновка и плакировка откосов. Сами казематы с 1884 г. использовались только как укрытия для орудийной прислуги, как караулки и как складские помещения.
В 1871-77 гг. на батарее были произведены дополнительные земляные работы по устройству открытых позиций для орудий за бруствером с насыпкой платформ и аппарелей.
В 1877 г. началась русско-турецкая война. Как и прежде, в подобной ситуации возникла опасность вмешательства в конфликт Англии и Франции. А это, в свою очередь, обусловливало настоятельную необходимость укрепления Кронштадтской крепости.
На батареи №7 переделывали барбеты под орудия и оборуовали девять пороховых погребов.
При вооружении морских северных батарей новыми крупными орудиями к ним было очень трудно подходить глубокосидящим плавучим кранам и кораблям. Поэтому был разработан и утвержден проект углубления до 4,8 м фарватеров к батареям №5,6,7. Работы велись Морским ведомством.
В 1881 г. Кронштадтская крепость была вооружена в основном 8-,9-, 11-дюймовыми орудиями, причем 8- и 9-дюймовы системы предназначались для борьбы с 110 – 150-мм броней и к тому времени уже устарели. Модернизация артиллерии в крепости не прекращается. Устанавливаются главным образом 11-дюймовые пушки Обуховского завода. Под ними возводятся каменные фундаменты с галереями для укрытия орудийной прислуги и нишами для снарядов. Такие фундаменты были возведены и на батарее №7.
Размещение мощных орудий на земляных валах морских батарей сопровождалось устройством широких земляных брустверов, что, в свою очередь, потребовало расширения островов по фронту установки пушек. Эу задачу решали двумя способами. На одних батареях, как, например, на морской северной батарее №6, часть рва засыпали грунтом и камнем, что позволило нарастить эскарпные ряжи; на других батареях, в том числе батарее №7, эскарп уширяли путем установки дополнительных ряжей.
Значительные работы велись по переделке контрэскарпных ограждений, периодически разрушавшихся водой, ветром и льдом. В 1880 г. начали переделывать каменные стенки на молах морских северных батарей №5,6,7. Кладка насухо не оправдала себя, а потому облицовку гранитом производили на растворе из портландского цемента.
 


На валганге земляного эскарпа на левом фасе между казематами №1 и №2 расположены две открытые орудийные площадки из бетона с двумя поворотными станками в центре площадок. Со стороны бруствера между площадками устроено неглубокое укрытие для орудийной прислуги. На восточной оконечности правого фланга расположены два открытых круглых бетонных дворика для орудий с небольшим прямоугольным командным.
В дальнейшем морские Северные батареи не перестраивались и не перевооружались.
Во время Великой Отечественной война 1941-45 годов форт Северный №7, как и все остальные форты использовался для обороны Кронштадта и Ленинграда. На форте устанавливались долговременные огневые точки (ДОТы).
 

 

 

Казематы строились на два орудия каждый и состояли из двух ярусов по три помещения в каждом ярусе. На верхнем ярусе, расположенном на отметке горжевого валганга, по бокам размещались отсеки для орудий, а в центре – пороховой погреб. Перекрытия верхнего яруса цилиндрические сводчатые с распалубками. Первоначально арочные проемы орудийных отсеков со стороны горжи не были застроены и закрывались деревянными дверями с жалюзями. В центре арка порохового погреба заложена и имеет три арочных проема, из которых два крайние – окна, а центральный проем – ложный (ниша). Вход в три подвальных отсека осуществлялся из приямка, облицованного гранитом, по двум гранитным лестницам, расположенным по бокам приямка. Входы в три сводчатых подвальных отсека забраны кирпичной стенкой, по оси остекленная дверь, по сторонам - окна. Простенки входов в отсеки выполнены из известника в виде контрфорсов. Края казематов укреплены подпорными стенками. Входы в верхние ярусы казематов – с валганга по настилу через приямок.

Первоначальные входы в приямки 1,2,3 казематов были П-образные в плане. В каземате №4, возведенном позднее, вход в приямок имеет Г-образную в плане форму. Аналогично был перестроен и вход в приямок каземата №3.

Категория: Мои файлы | Добавил: Maksvelis | Теги: Санкт-Петербург, экскурсии, Кронштадт, 18 век, Казематы, История 7 северный форт
Просмотров: 985 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz